Аналитика, Новости

Больше 120 нарушений прав журналистов за 30-31 января

Автор фото: Иван Петров/Тардиграда

Профсоюз журналистов зафиксировал 122 нарушения прав журналистов в России при освещении акций 31 января или накануне их проведения. Напомним, что 23 января мы насчитали 58 инцидентов, поэтому можно говорить о росте числа нарушений в два раза. 

Эти нарушения разнообразны — от давления и запугивания до судебного преследования. Основная их масса связана с короткими или длительными задержаниями, которые помешали журналистам работать. Также особо следует выделить как минимум три случая физического насилия в отношении коллег.

Мы насчитываем 19 случаев устрашения накануне проведения акций 31 января в форме визитов полиции с «предостережениями», ряд арестов и даже предположительно одно уголовное дело. 

Мониторинг проводился в координации с коллегами из «ОВД-Инфо». Ранее мы сообщали о 104 инцидентах. Как и ожидалось, после сбора дополнительной информации и уточнений число нарушений возросло.

В четырех случаях коллеги заявили нам, что вышли на акции «как граждане», а не для её освещения. В этих ситуациях можно говорить не о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналистов, а о нарушении их гражданских прав. 

Девять инцидентов из 122 мы можем назвать короткими неправомерными задержаниями, когда журналистов довольно быстро отпустили после проверки документов. Тем не менее, многим коллегам, которые были с пресс-картами и в жилетках, такие задержания мешают работать. 

Силовики задержали как коллег из крупных российских и международных СМИ — «Коммерсанта», Радио Свобода, «Новой газеты», РБК, «Эхо Москвы», так и небольших медиа — Baza, «Открытых медиа», журнала «Холод», «МБХ медиа», Sota.Vision, RusNews, Activatica, канала «Штаб» и Навальный LIVE, «Рабочей демократии», в том числе региональных — «Репортер-НН», «Якутия.Инфо», Udm-info и других.

Задержания, аресты, уголовка

В нашей публикации от 31 января мы уже рассказали об акциях устрашения в отношении целого ряда журналистов, о визитах полиции с «предостережениями». Задержания журналистов также начались до акции 31 января. 

По состоянию на понедельник нам известно о 10 решениях суда об административных арестах в отношении 10 журналистов и одном решении о домашнем аресте и уголовном деле в отношении другого коллеги. Суды продолжаются.

В Хабаровске журналистку и члена ПЖ Марию Нуйкину («Арсеньевские вести», Штаб Навального) задержали еще 29 января, на следующий день суд приговорил ее к суткам административного ареста, но после этого на нее составили новый протокол и снова отправили в спецприемник. Суд состоялся только в понедельник и приговорил ее к штрафу в 10 тысяч рублей.

В Белгороде журналисту Владимира Корнева дали трое суток административного ареста из-за постов в канале Белгород №1. Прокуратура посчитала, что канал оказал своими публикациями «опосредованную поддержку» организаторам митинга. 

В Тамбове в тот же день местный журналист Сергей Степанов был арестован на 7 суток за освещение акции 23 января, хотя вменили ему, конечно же, «организацию». 

Во Владимире суд поместил под домашний арест на 2 месяца журналиста издания «Томикс» Александра Степанова по уголовному делу о публичных призывах к экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ). Как сообщил ТАСС, накануне он разместил, а затем удалил, в Twitter запись с призывом к расправе над членами партии «Единая Россия». 

Корреспондента канала «Штаб» Дмитрия Низовцева в Москве задержали утром 31 на выходе из дома, полицейские всю ночь дежурили у его квартиры. Суд приговорил его к административному аресту на 5 суток. 

В Зеленограде журналист и историк Камиль Галеев, автор канала «Высокая порта», был задержан в 9 утра 31 января и вскоре доставлен в суд без допуска адвоката. На суде упоминались также статьи Галеева в «Новой газете» и Forbes. Журналиста осудили на 10 суток по ч. 2 ст. 20.2.

В Хабаровске задержанная 31 января журналистка RusNews и член ПЖ Александра Теплякова 1 февраля была приговорена судом к 9 суткам административного ареста. 

В Москве корреспондентка Вот Так TV Анастасия Демидас получила по приговору суда 4 суток ареста по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП. 

Главного редактора издания «Батайское время» Светлану Шишканову в Ростове-на-Дону приговорили к 10 суткам ареста по ст. 20.2.

Журналиста The Insider Олега Пшеничного суд приговорил 1 февраля к 8 суткам ареста. Защита указала в суде на нарушения, но суд эти доводы не учел. Редакция издания отметила, что журналист не выполнял редакционное задание. 

Фотографа Ивана Клейменова суд приговорил к 10 суткам административного ареста по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП.

География нарушений

Масштаб нарушений прав журналистов в этот раз действительно поражает. Если 23 января речь шла о 20 городах, то 31 января и накануне журналистов задерживали или иным образом нарушали их права как минимум в 37 городах: Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Якутске, Улан-Удэ, Иркутске, Красноярске, Омске, Новокузнецке, Барнауле, Тюмени, Магнитогорске, Ижевске, Самаре, Астрахани, Казани, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Белгороде, Курске, Брянске, Рязани, Калуге, Владимире, Тамбове, Костроме, Череповце, Сыктывкаре, Вологде, Твери, Пскове, Ростове-на-Дону, Сочи, Ставрополе, Пятигорске, Москве, Санкт-Петербурге. 

Москва 31 января вышла на первое место по числу нарушений — не менее 30, в Санкт-Петербурге в этот раз инцидентов меньше, но тоже много — 12, много нарушений также в Самаре (8) и Хабаровске (5), по четыре нарушения зафиксировано в 6 городах — Тюмени, Ставрополе, Омске, Владимире, Белгороде и Ростове-на-Дону, по три — в Улан-Удэ, Сыктывкаре и Красноярске, по два — в десяти городах, по одному — в четырнадцати остальных.