Кампании, Новости

Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов

2 ноября отмечается Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. Эта памятная дата была учреждена Генеральной ассамблеей ООН в 2013 году с целью привлечь внимание к проблеме увеличения числа преступлений в отношении сотрудников медиа в разных странах мира*. Профсоюз журналистов присоединяется к кампании IFJ и EFJ #EndImpunity

В этом году журналисты и редакции СМИ в России и во всем мире столкнулись с беспрецедентным кризисом в результате распространения коронавируса. Ускорились темпы прекаризации журналистской профессии – многие сотрудники СМИ, особенно внештатные, потеряли работу и источники дохода, у многих других были урезаны зарплаты. Одновременно в России и других странах принимаются новые репрессивные законы против свободы слова. Международная (IFJ) Европейская (EFJ) федерации журналистов объявили кампанию под девизом «Покончим с безнаказанностью в 2020» #EndImpunity, призвав правительства и общественность разных стран остановить преступления против журналистов и добиться наказания всех заказчиков и исполнителей. В этом году особое внимание организаций обращено на Россию, которая поставлена в один ряд с Йеменом, Индией, Мексикой и Сомали.

Профсоюз журналистов убежден, что в этих сложных условиях тем более важно привлечь внимание к преступлениям против наших коллег и дать отпор безнаказанности. Мы напоминаем в связи с этим о некоторых важных историях.

Убийства

31 июля 2018 года в Центральноафриканской Республике неизвестными были застрелены российские журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко. Они планировали снимать фильм о деятельности в этой стране так называемой частной военной компании «Вагнера», а также о золотых приисках, разработку которых планировала компания, связанная с российских магнатом Евгением Пригожиным. Убийство так и остается нераскрытым.

В целом в России с 1993 года были убиты не менее 165 журналистов, многие из этих преступлений так и не были раскрыты, в том числе такие резонансные, как убийства Дмитрия Холодова и Владислава Листьева. Не были найдены и заказчики убийства Анны Политковской. В июле 2020 года Следственный комитет предъявил ряду лиц обвинения в убийстве основателя газеты «Черновик» Хаджимурада Камалова (застрелен в 2011 в Махачкале), однако коллеги журналиста и его брат Магди Камалов уверены, что к убийству эти люди не имеют отношения.

В 2013 году в Ставропольском крае был убит основатель газеты «Сельсовет» Николай Потапов, в том же году застрелили замглавреда махачкалинского «Нового дела» Ахмеднаби Ахмеднабиева. Корреспондент издания «Дош» Тимур Куашева был найден мертвым со следами отравления в Нальчике в 2014 году. Все эти преступления так и не были раскрыты.

Наряду с заказными убийствами безнаказанными остаются случаи доведения до самоубийства. Последний пример – самосожжение журналистки Ирины Славиной, которая пошла на отчаянный шаг после изнурительной борьбы за собственное независимое СМИ, нескольких крупных штрафов и унизительного обыска.

Покушения, похищения, насилие и угрозы

6 ноября исполнится ровно 10 лет со дня жестокого покушения на журналиста Олега Кашина. В итоге даже это громкое дело, несмотря на обещания экс-президента Медведева найти и наказать преступников, развалилось и было замято, нападавших в итоге осудили по другому делу, заказчики не найдены, роль подозреваемых не выяснена.

Остаются нераскрытыми и многие другие нападения, похищения и покушения на журналистов, не говоря уже об угрозах. С 2016 года не найдены и не наказаны заказчики и исполнители нападения на автобус с российскими и иностранными журналистами на границе Чечни и Ингушетии. Не понесли наказания и преступники, стоящие за жестоким избиением в 2008 году главного редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова, после которого журналист стал инвалидом и впоследствии скончался.

Только в этом году журналистки Елена Милашина (Москва) и Светлана Анохина (Махачкала) получили угрозы убийством. В июне в Санкт-Петербурге нашему коллеге Давиду Френкелю, освещавшему голосование по изменению конституции, сломали руку на избирательном участке. В октябре в Хабаровске неизвестные похитили журналиста Сергея Плотникова, увезли в лес и угрожали ему. Ни один из этих фактов не был расследован, уголовные дела не заведены. На заявление Профсоюза в СК России по поводу похищения Плотникова ответ до сих пор не получен.

Незаконное преследование

21 октября 2020 следствие сообщило о передаче в суд уголовного дела в отношении редактора газеты «Черновик» Абдулмумина Гаджиева. Прокуратура Дагестана утвердила обвинительное заключение. Гаджиев уже полтора года провёл в СИЗО по абсурдному обвинению в «финансировании терроризма». Профсоюз журналистов считает это дело способом давления на независимые СМИ.

Против журналистов продолжают фабриковать дела по обвинениям в вымогательстве (Александр Валов, осужден на 6 лет колонии), хранении наркотиков (Рашид Майсигов, приговорен к 3 годам колонии), оправдании терроризма (Светлана Прокопьева, приговорена к штрафу в полмиллиона рублей), а теперь и в государственной измене (Иван Сафронов, находится в СИЗО с июля 2020). В еще более уязвимой позиции по сравнению с профессиональными журналистами находятся гражданские журналисты и блогеры, освещающие протесты. В Крыму целую группу таких блогеров и стримеров обвиняют в участии в деятельности террористической организации.

Власти разрабатывают все больше инструментов для давления на журналистов. Уголовный и административный кодексы пополняются новыми репрессивными статьями, позволяющими преследовать журналистов за «фейки» или «оскорбление власти». Летом 2020 десятки журналистов по всей России были незаконно задержаны полицией при освещении мирных протестов и за одиночные пикеты в защиту коллег. Многие из них были впоследствии оштрафованы, а некоторые арестованы.

* Дата установлена в память о двух французских журналистах – Гислене Дюпоне и Клоде Верлоне, освещавших ход вооруженного конфликта в Мали. Они были похищены и убиты боевиками 2 ноября 2013 года. Это преступление вызвало общественный резонанс, и в итоге ООН приняла документ, осуждающий насилие в отношении представителей прессы и препятствование выполнению их обязанностей.