Новости

Александра Валова посетили адвокаты

Окрестности колонии ИК-14

Александра Валова в колонии ИК-14 в городе Ангарске посетили его адвокаты – Александр Попков из Сочи, который ранее вел его процесс, и член местной коллегии адвокатов Платон Ананьев. Ранее Валов сообщал о пыточных условиях его содержания. После того, как к ситуации было привлечено внимание общественности, ему удалось добиться определенных улучшений условий содержания.

Адвокатам удалось попасть к своему клиенту не сразу. В первый день, когда Александр Попков прибыл в Иркутск ночным рейсом, они впустую потратили несколько часов, но так и не получили разрешения на визит. Им сообщили, что все руководство исправительного учреждения «находится на совещании». Посетить Валова они смогли только на следующий день, после почти что трехчасового ожидания и оформления документов.

Контрольно-пропускной пункт ИК-14 Ангарска

Общение Валова и его адвокатов происходило через стекло, в присутствии сотрудника ИК-14, что в принципе является нарушением принципа конфиденциальности общения адвокатов и их клиента, но было объяснено администрацией санитарными ограничениями, связанными с эпидемией коронавируса. При этом приходилось говорить очень громко, так как телефон не работал.

По словам Попкова, Александр Валов выглядел бодрым, хотя и очень похудевшим и осунувшимся. Во время встречи Валов неоднократно делал замечания присутствовавшим тюремщикам по поводу нарушений, которые они допускали.

Ангарск — город нефтехимического производства, большая часть оборудования которого было вывезено из Германии в виде репараций после второй мировой войны. Это — исключительно мрачный и депрессивный постиндустриальный пейзаж. Километры труб и нефтеперерабатывющих установок, между которыми втиснуты «зоны» для заключенных. При этом, определить что именно является заводом, а что — тюрьмой, часто на первый взгляд совершенно невозможно.
Типичный пейзаж окрестностей Ангарска

Несмотря на сохраняющуюся зыбкость его положения, Валову вернули бумагу, ручки и книги. А прокурор выдал листы со собственной отметкой, которые сотрудники ФСИН отправляют по почте без препон.

Действия, которые тюремщики совершили ранее, привели к определенному конфликту Валова и его семьи, поскольку ни его письма домой, ни родителей – к нему не доставлялись с начала 2021 года, и у них возникло взаимное впечатление о том, что они друг друга «забыли». По свидетельству других заключенных, подобный вид выборочного «креативного» психологического давления является достаточно распространенным. Стоит отметить, что некоторые письма Валову при этом доставлялись, в том числе и из-за границы.

Находясь в заключении, Валов борется не только за свои права, но и за права своих сокамерников. Он пишет для них жалобы, что уже позволило, согласно его утверждениям, троим из них досрочно освободиться. 

В том, что касается бытовых условий, наиболее тяжелым испытанием является зимний холод. Помещения бараков и изоляторов отапливаются очень плохо (температура зимой часто не превышает 15 градусов), при этом администрация пенитенциарного заведения прилагает все усилия для того, чтобы не позволить заключенным иметь теплую одежду.

Уполномоченная по правам человека Иркутской области Светлана Семенова посетила колонию, ее визит произвел на Валова хорошее впечатление, в то время как приезд представителя Общественной наблюдательной комиссии (самого бывшего сотрудника ФСИН) был удручающим: он  призвал журналиста «сидеть спокойно», не писать жалобы и «не создавать проблем администрации».

Валов упорно боролся за то, чтобы для заключенных соблюдались нормы питания, чего ему, похоже, отчасти удалось добиться. Однако администрация требует соблюдения «распорядка дня», за нарушение которого объявляются взыскания, хотя сам распорядок держится в секрете от заключенных.

Стоит отметить, что в ИК-14 практикуются так называемые «перекрестные обыски», когда в неё заходят сотрудники другой колонии, заключенных выводят во двор и заставляют сидеть на корточках 3-4 часа, в то время как в их бараке все переворачивают, ломают мебель и пол, забирают (называя вещи своими именами, воруют) личные вещи, письма, конверты с марками, дневники и т. д. Так, у Валова из-за этого пропало четыре дневника, которые он вел, и некоторые другие личные вещи.

Александр Валов просит ему писать письма не только по обычной почте, но и через платный сервис ФСИН-письмо:
https://www.zonatelecom.ru/services/letter/payments-letter

В соответствующих полях необходимо указать Иркутскую область, ИК-14, Валову Александру Игоревичу, 1984 г.р.