Трудовые права, Новости

Сотрудница «Дождя» добилась улучшения условий труда

Фото: «Дождь»

Журналистике в России угрожают не только репрессивные законы и цензура, но и прекаризация труда. Сотрудники разных СМИ постоянно сталкиваются с нарушениями своих трудовых прав, но редко дают отпор. Кто-то боится потерять место, другие считают, что пока не время требовать лучших условий, а третьи уверены, что надо просто найти новую работу. Однако есть примеры, когда журналисты добиваются от своих работодателей важных уступок.

Весной в профсоюз обратилась сотрудница «Дождя» и член ПЖ Алена Королёва. Она работает на телеканале 3,5 года расшифровщицей эфиров всего за 25 тысяч рублей в месяц. Это самая низкая зарплата на телеканале. Поначалу, когда график Алену устраивал, крошечная зарплата ее не сильно смущала. Однако вскоре рабочая нагрузка резко возросла, а зарплата не росла и не индексировалась. Долгое время наша коллега с этим мирилась, но в итоге не выдержала.

«Я и раньше неоднократно говорила, что „Дождь“ нарушает наши первоначальные договоренности. Мы говорили о работе 2/2, о вечерних сменах, но потом третий расшифровщик ушел, а нового просто не взяли. В результате мы перешли на „пятидневку“, вернее „пятиночку“, потому что смены из вечерних превратились в ночные», — говорит Алена.

«Однажды, — добавляет она, — я увидела в эфире эмоциональную новость о протестах водителей администрации президента. Их заставляли перерабатывать при зарплате в 35-40 тысяч, не оплачивали сверхурочные. И я подумала: как же так? Такой сочувственный тон, но при этом я сама сижу, набираю эту новость глубокой ночью. И так пять ночей в неделю. На следующее утро я написала своему руководству, что работать в таких нечеловеческих условиях я больше не буду».

Сотрудница потребовала в отделе кадров ознакомить ее с распорядком трудового дня, но документ ей так и не предоставили. Шеф-редактор сайта Владимир Моторин сказал, что он вообще не был в курсе ситуации, но удовлетворять требования Алены в итоге отказался.

Профсоюз направил письмо руководству канала. Мы написали, что высоко ценим работу всех коллег на «Дожде» и напомнили, что за последние месяцы аудитория канала значительно увеличилась, как и число его подписчиков и спонсоров. В этом, безусловно, есть и заслуга расшифровщиков, которые выполняют тяжелую и ответственную работу. ПЖ просил повысить зарплату Алены и перевести ее на работу в день. Только после этого прошли переговоры с участием юриста.

«На переговорах мы потребовали изменить график на дневной и увеличить оплату труда как минимум на 10 тысяч. По результатам переговоров, с учетом повышения зарплаты и индексации за три года, мы также хотели заключить новый трудовой договор. Однако руководство на это не пошло, платят Алене еще 5 тысяч в виде премии», — говорит адвокат Андрей Оболенский, который оказывал юридическую поддержку члену Профсоюза журналистов.

Сама Алена так прокомментировала итоги переговоров: «Выполнена программа-минимум, самый минимум. Я больше не работаю ночью. Но это относится только ко мне, вторая расшифровщица так и работает по ночам».

Наша коллега уверена: «Амплуа либерального СМИ не дает „Дождю“ права притеснять собственных работников. Люди приходят, а зарплаты маленькие, нагрузка сумасшедшая. Многие трудятся несколько месяцев „за идею“, но не выдерживают. Мы ведь все сюда пришли ради благого дела. И мы не были готовы к такому отношению».