Новости

«Сами вы иноагенты»

Журналистка «Дождя» Фарида Рустамова. Фото: Денис Каминев / Дождь

На наших глазах складывается дурная «традиция», когда по пятницам объявляются имена очередных «иноагентов». Этот ярлык мешает журналистам выполнять свою работу. Почему такое происходит именно по пятницам — понятно: чтобы в конце недели меньше людей об этом услышали и меньше реагировали. Но это не очень помогло, когда в список Минюста включили «Дождь» — единственный в России независимый телеканал.

На следующий день группа журналистов вышла с одиночными пикетами на Лубянку, 12 человек были задержаны. Мы протестуем против порочной логики принятия таких решений и требуем отменить нормы, которые вредят всей стране и всему обществу, ведут их к деградации.

Кроме «Дождя» в черный список было внесено издание «Важные истории» и семеро его журналистов — один из основателей этого медиапроекта Роман Анин, а также его сотрудники — Дмитрий Великовский, Ирина Долинина, Алеся Мароховская, Роман Шлейнов и покинувшая издание в начале 2021 года Олеся Шмагун. В реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, попал и основатель общественного движения «Якутия. Наше мнение» Степан Петров. Это, безусловно, ещё один вызов здравому смыслу и логике, так как Степан Петров — не журналист и не СМИ. Такое мы уже видели: в первую группу «физлиц — СМИ иноагентов» были включены правозащитник Лев Пономарев и художница-акционистка Дарья Апахончич.

Чиновничья логика включения в список Степана Петрова кроется, вероятно, в том, что он выступал в поддержку «шамана» Александра Габышева и обращался в администрацию президента и Совбез России с требованием снять с должности главу Якутии Айсена Николаева. Ну что же, якутские власти попросили — в Москве включили.

Ну и, наконец, список пополнила пермская региональная общественная организация развития медиапроектов и поддержки журналистов-фрилансеров «Четвертый сектор».

Внесение в список, в котором уже числится 43 юридических и физических лиц, означает исключительные осложнения в их работе, а для некоторых — и невозможность её продолжать. Процесс, который начался в 2012 году с принятием первых поправок в закон «О некоммерческих организациях» и введения понятия «иноагентов», вошел в свою финальную стадию. Российское общество фактически отрезают от независимой и беспристрастной информации, гарантированной 29 статьей Конституции и международными договорами, участником которых является Россия. Причем от информации также отрезаются и лица, принимающие решения, что неминуемо приведет и к деградации государственных институтов.

В нынешнем российском законодательстве деятельность «иноагентов» описывается очень расплывчато. В частности, как «формирование общественно-политических взглядов и убеждений» или «распространение… мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике» и при этом получают «финансовую, материальную или организационно-методическую» поддержку из-за рубежа. Юристы же толкуют этот статус как физическое или юридическое лицо, которое, будучи резидентом одной страны, действует в интересах другой.

Так вот: никто из вошедших в список Минюста не действует в интересах «иных стран». Все они действуют в интересах в первую очередь своих читателей, слушателей и зрителей. А поскольку большинство из них живет в России — именно в интересах своей страны. Они куда большие патриоты, чем те, кто получает за свой «патриотизм» бюджетные деньги, а потом на них покупает недвижимость и яхты за рубежом. Именно эти пропагандисты, а не журналисты, рассказывающие об истинном положении дел, и суть «иноагенты».

Журналистка «Эха Москвы» Ирина Баблоян.
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Некие безымянные чиновники абсолютно непублично, без какого-либо обсуждения, основываясь на малопонятных критериях, решают внести в черный список журналистов и издания, а любые попытки оспорить такие решения автоматически отклоняются судами. Эта крайне удручающая ситуация вызывает закономерное негодование коллег, которые уже говорят о фактическом запрете на профессию.

В субботу журналисты вышли на одиночные пикеты к зданию ФСБ, потому что по общему убеждению именно это ведомство инициирует запреты, а Минюст является лишь исполнителем.

Были задержаны 12 человек:

  • студентка журфака МГУ Татьяна Акиншина
  • журналист Андрей Бабицкий
  • журналист RT Илья Васюнин
  • журналистка Соня Гройсман, ранее объявленная СМИ-физлицом-иноагентом,  с плакатом с текстом маркировки иностранного агента
  • журналистка «Таких дел» Лариса Жукова
  • главный редактор проекта ROMB Андрей Ковалев с плакатом «Свободная журналистика, а не вот это вот все»
  • журналистка «Дождя» Ксения Миронова с плакатом «Журналистика — не преступление»
  • журналистка The Bell Юлия Старостина с плакатом «Мы не перестанем быть журналистами»
  • студент журфака МГУ Евгений Улановский
  • создательница подкаста «Норм» Дарья Черкудинова с плакатом «Вы боитесь правды»
  • активист Иван Янковой

Илью Путевского, который не участвовал в мероприятии, сначала задержали, а затем отпустили без составления протокола. На всех остальных составили протоколы по статье о нарушении правил участия в публичном мероприятии (ч. 5 ст. 20.2 КоАП) и поздно вечером отпустили, а Илью Васюнина оставили на ночь в отделе полиции. На него был составлен протокол о повторном нарушении законодательства о митингах (ч. 8 ст. 20.2 КоАП).

Вот как прокомментировала происходящее каналу Sota.Vision сопредседательница Профсоюза журналистов Софья Русова:

На пикеты вышли и наши коллеги в Пскове, где живут двое из списка «физлиц СМИ-иноагентов» — Денис Камалягин и Людмила Савицкая.

В понедельник эстафету поддержали и журналисты Хабаровска. Они вышли с одиночными пикетами в поддержку независимых СМИ, внесёнными в реестр иноагентов к зданию местного ФСБ. «Ни законы, ни штрафы, ни аресты не смогут остановить передвижение информации!» — сказала Екатерина Бияк, редактор activatica.org. На ее плакате было написано: «Медиа это цунами. Решетками не остановишь!»

Корреспондент «Просто газеты» Татьяна Хлестунова считает, что признание СМИ иноагентами может привести к уничтожению независимой журналистики в России, то есть журналистики как профессии. Кристина Грицаенко объяснила выход на пикет тем, что она категорически не согласна, что телеканал «Дождь» —иностранный агент.

Главная цель нашего профсоюза, как и любого другого — защита трудовых прав работников. Однако нынешняя ситуация, когда списки «иноагентов» постоянно пополняются, фактически не дает многим нашим коллегам нормально работать и выполнять столь важную для общества миссию информирования граждан о происходящем в стране.

В понедельник, 23 августа, Профсоюз журналистов и работников СМИ подал в мэрию Москвы уведомление о проведении 4 сентября на Пушкинской площади митинга в защиту коллег, против закона об иноагентах.

Журналистика не преступление!
Нет ограничениям на профессию!
Журналистика — это общественное благо.