Солидарность

Франция: закон о глобальной безопасности возрождает цензуру

Фото: Philippe Leroyer

Рикардо Гутьеррес, генеральный секретарь Европейской федерации журналистов

9 декабря Франция под эгидой ЮНЕСКО подписала Гаагскую декларацию об усилении безопасности журналистов. Это стало примером неимоверного политического лицемерия, учитывая, что в то же время партия президентского большинства во Франции находится в процессе принятия закона о глобальной безопасности — одного из самых ограничительных в Европе законов с точки зрения отношений между прессой и полицией.

Законопроект о глобальной безопасности был внесен партией президентского большинства (LREM) и поддержан правой и ультраправой оппозицией. Он был принят в первом чтении 24 ноября. Законопроект, разработанный по инициативе полицейских профсоюзов, среди прочего предусматривает внесение поправок в закон о свободе печати от 29 июля 1881 года и вводит новые наказания: лишение свободы сроком на один год и штраф в размере 45 тысяч евро за распространение «любыми средствами и на любом носителе» изображения лица или любого другого элемента, позволяющего идентифицировать полицейского или жандарма, которые исполняют свои обязанности, с предполагаемой целью нанесения ущерба его физической или психологической неприкосновенности.

На практике эти законодательные инициативы позволят задерживать любого журналиста, который ведёт прямой эфир или фотографирует полицейскую операцию, проходящую в общественном пространстве, помещать его под стражу и отправлять в суд после того, как будет изъята его аппаратура.

Французские журналистские союзы (SNJ, SNJ-CGT, CFDT), с которыми авторы законопроекта его не обсуждали, создали координационную группу, в которую вошли в частности Amnesty International, Французская лига прав человека и такие организации, как «Репортеры в гневе», которые требуют полного удаления из текста законопроекта наиболее противоречивых статей. Многочисленные демонстрации, проходящие каждую субботу по всей Франции, также свидетельствуют о мобилизации граждан.

Цель этих манифестаций — защитить право француженок и французов на доступ к информации. Протестующие против принятия закона считают, что запрет журналистам выполнять их миссию на благо общества в момент, например, когда обстановка в ходе демонстрации начинает накаляться — это противоречащая духу свободы и типичная для тоталитарных режимов практика.

«Французский законопроект, запрещающий распространять изображения полицейских при исполнении, является одним из самых репрессивных на европейском континенте», — заявила генеральный секретарь Ассоциации профессиональных журналистов (AJP) Мартина Симонис. Международные органы, гарантирующие основные права, в частности ООН и Европейская комиссия, выражают свою обеспокоенность пагубным для идеалов свободы отклонением страны, которая часто представляет себя колыбелью прав человека.

Не особо удивлены происходящим представители французских союзов журналистов, а также Европейской и Международной федераций журналистов (ЕФЖ и МФЖ), которые были с запозданием приняты 23 ноября министром внутренних дел Франции Жеральдом Дарманином. Еще в середине сентября министр дал прогноз своей политике безопасности, опубликовав «Новую схему поддержания порядка» (NSMO), которая содержит новые инструкции для полиции и жандармерии. В этом нормативном документе уже содержались весьма ограничительные положения, согласно которым силы правопорядка должны строго следить за выполнением журналистами приказа разойтись. Иными словами, как только полиция заявляет об окончании акции, журналисты, как и любые другие её участники, обязаны её покинуть. Больше нет и речи о возможности остаться на месте, чтобы наблюдать за возможными нарушениями. В документе также предлагается, чтобы полиция проводила различие между «ложными» и «настоящими» журналистами, которым разрешается носить защитное снаряжение — каски, наколенники, противогазы. Полиция часто запрещает доступ на акции акции журналистам, имеющим подобную защиту. Но это дискриминация, противоречащая французскому Трудовому кодексу, который предусматривает, что для осуществления профессии журналиста не требуется наличие пресс-карты.

На самом деле складывается впечатление, что президентское большинство заинтересовано в разжигании ненависти между полицейскими и журналистами. Две профессии призваны служить демократии, но политическая власть вводит их в конфронтацию с целью ослабления противовеса СМИ. Несомненно, во Франции существует проблема полицейского насилия. И власти решили не исправлять, а скрывать или даже отрицать это, мешая журналистам выполнять свою работу.

В ежегодном докладе Платформы Совета Европы по защите журналистики за 2020 год Франция заняла одно из первых мест среди «стран, требующих пристального наблюдения» наравне с Венгрией, Россией и Турцией. Причина: исключительный уровень полицейского насилия во Франции в 2019 году. Почти 200 журналистов «подверглись грубому обращению, ранениям, запугиванию или лишению возможности работать со стороны полиции, жандармерии или магистратов».

В случае возникновения подобной ситуации нормально организованное демократическое государство незамедлительно усаживает за стол переговоров журналистские организации, правоохранительные органы и политические власти. Именно так поступили Нидерланды в 2018 году, когда они заключили с участием всех заинтересованных сторон протокол об оптимальной практике, в котором признается роль полиции с точки зрения поддержания правопорядка, а также роль журналистов в качестве наблюдателей за полицейскими операциями, возможным законным или незаконным применением силы.

В Германии Европейский центр свободы прессы (ECPMF) в партнерстве с Европейской конфедерацией профсоюзов полиции и ЕФЖ разработал «Кодекс» отношений между полицией и прессой.

Франция до сих пор игнорировала эти передовые практики. Однако это не мешает министру иностранных дел Франции Жан-Иву Ле Дриану подписывать амбициозные международные декларации в пользу усиления защиты журналистов. Какое лицемерие…