Новости

Журналист Александр Толмачев скончался в тюрьме за месяц до истечения срока заключения

Фото: Сергей Азаров / Facebook

9 ноября в колонии в Оренбургской области скончался Александр Толмачев — ростовский журналист, главный редактор издания «Уполномочен заявить», узник совести. Ему оставался всего месяц до истечения срока его заключения по обвинению в вымогательстве. Журналист заразился коронавирусом, но даже это не позволило ему выйти из-за решетки.

По словам общественной защитницы журналиста Александры Изучеевой, Толмачев дважды подавал прошение на условно-досрочное освобождение, но оба раза ему в этом отказали из-за наличия выговоров. Она также рассказала ПЖ, что болезнь Толмачева развивалась очень быстро, близкие об этом даже не знали и не смогли никак отреагировать. 

Журналист был арестован в декабре 2011 года и осужден на 9 лет колонии за вымогательство денег у бизнесменов. Решение вынесла та же судья Кущевского райсуда, которая отпустила Вячеслава Цеповяза — участника банды Цапка. Толмачев публиковал разоблачения о коррупции в станице Кущевская, в т. ч. о схеме вымогательства денег у водителей, которым подбрасывали наркотики. 

До этого Толмачева уже приговаривали к крупным штрафам за «клевету» в отношении двух судей, но в июне 2020 ЕСПЧ признал решения по тем делам несправедливыми и назначил компенсацию. Ранее ЕСПЧ также признал нарушением содержание Толмачева в СИЗО в течение почти трёх лет. 

Учитывая длительную историю противостояния ростовского журналиста с властными структурами, его антикоррупционные расследования и критические публикации, коллеги Толмачева и правозащитники считают его дело сфабрикованным. В конце 2019 года съезд Профсоюза журналистов включил имя Александра Толмачева в список журналистов, незаконно подвергшихся уголовному преследованию. 

Профсоюз журналистов считает, что смерть Толмачева в тюрьме — не просто трагическое происшествие, а настоящее преступление против журналистов и свободы слова. Наш коллега, выполнявший свою работу в сложных условиях, не получил ни справедливого суда, ни элементарного гуманного отношения в заключении. В результате журналист расплатился за свой честный труд не только свободой, но и жизнью. Мы, его коллеги, этого никогда не забудем и не простим.