COVID-19, Новости

Прецедент создан: оглашен первый приговор по репрессивной статье 207.1 УК против «фейков»

В Нижнем Новгороде оглашен первый в России приговор по новой репрессивной статье уголовного кодекса (207.1), которая была принята под предлогом борьбы с «фейками», но на самом деле направлена против журналистов и свободы слова. Виновным был признан Александр Пичугин — известный в городе журналист, главный редактор издания «Репортер-НН», друг и коллега Ирины Славиной. Суд назначил ему штраф в 300 тысяч рублей. Кроме того, приговор по уголовной статье влечет за собой определенное поражение в гражданских правах. Профсоюз журналистов считает неправомерным как приговор, так и само существование новой юридической нормы.

Утром 12 апреля Александр Пичугин опубликовал в связанном со своим СМИ телеграмм-канале саркастическое сообщение по поводу предстоящего богослужения, посвященного Вербному воскресенью на котором не должны были соблюдаться санитарные нормы, связанные с пандемией:

«Внимание! Сегодня по всей стране проходит спланированная акция по инфицированию населения смертельно опасной болезнью. Акция развязана представителями конкретной организации, все имена-пароли-явки есть у представителей правоохранительных органов и ФСБ. Руководство организации использует в качестве распространителей инфекции своих адептов-смертников, собирая их в специально оговоренных местах, где распространители сознательно нарушают санитарные правила, а после внедряются в общество. Через неделю планируется повторение акции, еще более масштабное. Будьте наготове!».

Вскоре после этой публикации Александру Пичугину позвонил сотрудник местного отделения ФСБ некто Павел Плесков, которого он знал лично. Тот попросил его удалить сообщение. Пичугин согласился.

Несмотря на это, в Следственный комитет по Нижнему Новгороду поступило заявление основанное на новой статье 207.1, которая предусматривает наказание за «публичное распространение заведомо ложных сведений об обстоятельствах, «угрожающих жизни и безопасности граждан».

Предъявление обвинения Александру Пичугину сопровождалось акцией физического запугивания, которое стало уже классическим в отношении журналистов в современной России: ранним утром к нему в дом ворвался вооруженный спецназ в камуфляже, бронежилетах и масках, журналиста положили «мордой в пол» на глазах его малолетнего сына и беременной жены, надели наручники, провели обыск, всю квартиру перевернули вверх дном, изъяли все электронные устройств.

Статья 207 УК ранее предусматривала наказание только за ложные заявления о террористических актах, но под предлогом пандемии коронавируса в нее внесли поправки. В случае принятия этого закона был поставлен своеобразный рекорд. 27 марта пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил (https://www.kommersant.ru/doc/4307123), что распространение ложной информации о COVID-19 должно быть наказуемо по закону, чтобы не «создавать панику». Уже 31 марта парламент России одобрил эти поправки, а первого апреля (какая ирония!) президент России Владимир Путин их подписал.

По мнению юристов, расплывчатость формулировок нового закона позволяет его применять расширительно, без какой-либо привязки к пандемии коронавируса, которая в тексте УК никак не фигурирует. Есть серьезный риск, что с ним произойдет то же, что и с другими репрессивными законами. После обкатки «технологии» их применения, их начинают использовать всё чаще и шире. Ранее это уже произошло со статьей 13.15 КоАП, которая также направлена на борьбу с «фейками».

Результатом этого может стать месть неугодным журналистами (власти Нижнего Новгорода давно обижены на Пичугина за его критические статьи о подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года), их запугивание и рост самоцензуры, а также сведение политических счетов, когда заложниками этой борьбы становятся работники СМИ. В любом случае страдает свобода слова и право граждан на информацию, гарантированное 29 статьей Конституции России.

Профсоюз журналистов и работников СМИ требует немедленно оправдать Александра Пичугина и отменить статью 207.1 УК РФ в её нынешней редакции.