Новости

Технологии новые, беззаконие старое

Фото: zigazou76

Возмутительные итоги вторника в Москве: полиция начала обходить и задерживать журналистов различных СМИ, которые освещали протестную акцию 21 апреля. Силовики пришли к сотрудникам «Дождя», «Эхо Москвы», Медузы, Радио Свобода и «Комсомольской правды».

По свидетельству журналистов и их адвокатов, полицейские говорили, что по районным отделам рассылают разнарядки в отношении лиц, которые были «зафиксированы» на митинге. Каким образом происходит эта «фиксация» мы точно не знаем, но есть основания полагать, что для этого используются системы распознавания лиц и неофициальные базы с персональными биометрическими данными.

Профсоюз журналистов считает эти действия очередной попыткой устрашения коллег и актом демонстративного попрания целого ряда законов — от защищающих персональные данные до определяющих статус и права журналистов, которые освещают общественно значимые события, выполняя свой профессиональный долг. 

В 7 утра полиция пришла домой к журналисту телеканала «Дождь» Алексею Коростелеву. Его забрали в отделение для составления протокола якобы за участие в несогласованной акции протеста 21 апреля (ст. 20.2 КоАП). Коростелеву показали два видео с акции: на одном неизвестный молодой человек, которого полицейские называют Коростелевым, на другом — действительно Коростелев в специальном жилете и с микрофоном «Дождя». После того, как в отдел полиции привезли документы, журналиста отпустили с обязательством о явке на 30 апреля.

К корреспондентке «Медузы»* Кристине Сафроновой, по её словам, приходил участковый, которого направил руководитель полиции района. При этом полицейский даже не смог объяснить цель своего визита, звонил руководству. В итоге журналистке перезвонили из полиции и попросили прислать фото редзадания в вотсап. 

Корреспондент «Эха Москвы» Олег Овчаренко был доставлен ОВД «Теплый стан» и позже отпущен после получения письма главного редактора ЭМ, который подтвердил, что журналист действительно освещал акцию по заданию редакции и даже выходил в эфир. 

Полицейские приходили домой к главе фотоотдела телеканала RTVI Ивану Краснову. По его словам, силовики уехали только после того, как он показал им пресс-карту, редзадание и свои фотографии на митинге 21 апреля в жилете «Пресса».

В отдел полиции был доставлен и журналист «Комсомольской правды» Александр Рогоз, который был отпущен после получения объяснений, редакционного задания и прочих подтверждающих професиональную деятельность бумаг. 

Журналист Радио Свобода* Антон Сергиенко также во вторник побывал в полиции, где от него потребовали подтвердить, что на акции 21 апреля он был по заданию редакции. 

Ещё в понедельник в ОВД «Можайский» вызвали по повестке журналистку Sota.Vision Анну Лойко. Там выяснилось, что ее подозревают в участии в несогласованном митинге 21.04, который она освещала по заданию редакции в жилете и с пресс-картой. В рапорте Центра «Э» говорится, что видеозапись, полученная из Департамента информационных технологий г. Москвы, якобы подтверждает, что Лойко принимала участие в акции и выкрикивала лозунги. В итоге журналистку отпустили из ОВД «до конца праздников».

Эти вопиющие факты произвола в отношении сотрудников СМИ — лишнее подтверждение тому, что все последние меры, обязывающие репортеров иметь на себе специальные жилеты, отличительные знаки и редзадания, на самом деле не работают, когда дело касается «не тех журналистов». Даже если вы соблюдаете все требования закона, это не освободит вас от назойливых визитов силовиков и унизительных многочасовых опросов в отделах полиции.

Профсоюз журналистов обратится в Прокуратуру с требованием расследовать правомерность действий полиции в отношении репортеров, освещавших акцию 21 апреля в Москве.

UPD:
28 апреля Октябрьский суд Тамбова арестовал на 30 суток местного журналиста Сергея Степанова, который работал на акции в поддержку Алексея Навального 21 апреля по заданию финской телерадиокомпании IRR-TV. У него было редакционное задание и пресс-карта . Но суд счел его виновным в повторном нарушении правил проведения митингов (часть 8 статьи 20.2 КоАП). Сообщается, что основанием для привлечения Сергея Степанова к ответственности стали показания двух свидетелей и фото- и видеоматериалы, на которых зафиксировано его «участие в несогласованном публичном массовом мероприятии».


* признаны в России СМИ-иноагентами