Новости, Заявления

Протестный Хабаровск хотят отрезать от информации

Против журналистов и блогеров применяют тактику «арестных каруселей».

Мирные протесты, которые начались в этом дальневосточном городе в июле, некоторое время проходили без вмешательства властей, но такая ситуация продлилась недолго. В том же месяце силовики начали задерживать участников хабаровских шествий и митингов, а также освещающих эти протесты журналистов и блогеров.

UPD от 5 декабря: Добавлены случаи 9 и 10.

31 июля в Хабаровске был арестован на 7 суток блогер Алексей Романов, освещавший протесты в этом городе на своем YouTube-канале. Один из его репортажей посмотрели более одного миллиона человек. Суд посчитал Романова виновным в совершении административного правонарушения по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП (создание помех транспорту во время митинга). Ранее в городе неизвестные напали на нашего коллегу, корреспондента YouTube-канала «Штаб» Дмитрия Низовцева. Полиция тогда даже возбудила по этому факту дело по статье о нанесении побоев (116 УК РФ), однако никаких результатов по этому делу до сих пор нет.

На настоящий момент целый ряд журналистов и блогеров в крае подверглись запугиванию, слежке, давлению и репрессиям. В их отношении в последнее время применяется тактика, которую сами они назвали «арестные карусели». Это ситуация, когда приговоренный к относительно короткому аресту журналист вновь и вновь задерживается после того, как его освободили. Ряд признаков свидетельствует о том, что речь идёт о тактике, выработанной репрессивными органами совершенно осознанно. Здесь приводится короткий анализ этой тактики.

  1. В четверг, 15 октября 2020 года, на журналиста канала RusNews Сергея Плотникова, известного также как блогер SergeyNews, напали неизвестные люди в защитных масках, отвезли в лес, подвергли физическому насилию и угрожали его жизни. Похитители стреляли ему под ноги и требовали «сотрудничать», не уточняя, впрочем, с кем именно. Они заявили, что «так будет с каждым журналистом». Профсоюз журналистов писал об этой тревожной ситуации в своем заявлении 19 октября, а 21 октября на платформе Совета Европы было создано оповещение первого уровня по этому поводу.
  2. Журналист порталов RusNews и Newsader, блогер Дмитрий Тимошенко был арестован 31 июля сотрудником в штатском. Его задержание было произведено вне рамок протестов, когда он был на рынке, что заставляет предположить, что за Тимошенко велась слежка. Ему предъявили обвинение за «участие в несанкционированном митинге», который Дмитрий ранее освещал как журналист портала RusNews. До суда задержанный провёл ночь в спецприёмнике. Суд приговорил его к аресту на 5 суток. Тимошенко рассказал, что второй раз его задержали 21 августа, во время освещения судебного процесса над одним из протестующих. Несмотря на то, что у него было удостоверение СМИ и редакционное задание, это не помешало полицейскому произвести задержание, а судье дать трое суток ареста опять за «участие в несанкционированном митинге». 11 ноября Тимошенко был вновь задержан – в этот раз рядом со спецприёмником, куда он приехал, чтобы передать лекарства коллеге журналисту Андрею Соломахину. Тимошенко приговорили еще к одним суткам ареста.
  3. Журналист информационного портала Newsader Алексей Филимонов был задержан 8 октября у подъезда собственного дома. В его случае также есть основания полагать, что за ним предварительно велась слежка. В отделе полиции, куда его доставили, ему предъявили обвинения в том, что он за десять дней до этого (28 сентября) участвовал в шествии. Полицейские угрозами пытались пытались принудить Алексея к процедуре дактилоскопии. Пять дней спустя (13 октября) суд приговорил его к штрафу в 10 тысяч рублей, несмотря на то, что судье была предоставлена пресс-карта, трудовой договор и публикации Филимонова. Ещё раз Филимонов был задержан 10 октября, во время митинга, который он освещал. 19 октября его приговорили к штрафу в 15 тысяч рублей под предлогом того, что полицейские «не видели» его пресс-карты. Показания свидетелей суд отклонил, целиком приняв версию сотрудников полиции.
  4. Журналист портала Newsader и газеты «Арсеньевские вести», блогер Антон Курдюмов был приглашен 4 ноября в отдел полиции «на беседу». Указать причину вызова сотрудники полиции категорически отказались. 5 ноября Антон явился в отдел, где ему сразу показали толстый том некоего «дела» и предъявили обвинения, касающиеся участия в митинге. При этом Антону не разъяснили его прав, не предоставили адвоката, принудительно подвергли процедуре снятия отпечатков пальцев. До суда Антона поместили в изолятор временного содержания, где он провёл одни сутки. 6 ноября суд приговорил Антона к штрафу в 10 тысяч рублей за участие в шествии. Его пресс-карту судья не стал рассматривать в качестве доказательства его профессиональной деятельности.
  5. Журналист канала Sotavision Дмитрий Хетагуров, по его словам, впервые был задержан 10 ноября во время разгона протестной акции, но позднее отпущен без составления протокола. На следующий день его задержали в ходе ведения репортажа с одиночного пикета. В этот раз ему предъявили обвинения в участии в протестной акции и оставили за решеткой. 12 ноября он был приговорён к аресту на 24 часа, который он уже фактически отбыл до того. Однако на выходе из изолятора его снова арестовали за «участие в протестной акции» происходившей в другой день и снова отправили во временный изолятор. 13 ноября по решению нового суда он получил 5 суток ареста.
  6. Журналистка порталов Активатика и RusNews Екатерина Бияк была задержана 12 ноября когда она вела репортаж с площади им. Ленина. Под предлогом того, что её дело должен «всесторонне» рассмотреть суд, её поместили в изолятор на сутки. 13 ноября её оштрафовали на 10 тысяч рублей «за участие в шествии». Сразу же после этого процесса Екатерину повторно задержали в здании суда, вменив ей участие в другом митинге и присудили ещё двое суток ареста.
  7. Корреспондент газеты «Арсеньевские вести» Борис Жирнов был задержан в ходе выполнения им своей работы журналиста на площади им. Ленина. Его поместили во временный изолятор, где продержали до 13 ноября. За участие в шествии оштрафован на 10 тысяч рублей. Сразу после этого, как рассказал Жирнов, его повторно задержали — уже в здании суда. Ему вменили участие в другом митинге. 15 ноября центральный районный суд Хабаровска арестовал его на трое суток по статье об участии в несогласованной акции, создавшей помехи в движении транспорту и пешеходам (ч. 6.1 ст.20.2 КоАП).
  8. Журналист Sotavision и Newsader Андрей Соломахин был задержан 6 ноября и отправлен до суда в изолятор, где провёл сутки. На следующий день состоялся суд, который длился 11 (!) часов. В итоге ему присудили 10 тысяч рублей штрафа «за участие в шествии». После окончания суда Андрея задержали повторно, не предъявляя обвинений и не разъясняя ему прав. При задержании он получил от полицейских множественные удары по голове, его душили дубинкой и предположительно применяли электрошокер. Сразу после задержания Соломахина отправили в изолятор, где содержали сутки без еды, из-за чего ему стало плохо. День спустя, 9 ноября состоялся новый суд, который длился около 7 часов и завершился приговором об аресте на 6 суток за «участие в шествии» за другое число. 10 ноября Соломахин снова почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу. Там у него была засвидетельствована закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга и многочисленные ссадины. Его коллега Дмитрий Тимошенко при попытке передать ему лекарства также был задержан. Во время отбывания наказания 11 ноября Андрея судили ещё раз – за неповиновение полиции во время второго задержания и приговорили еще к 7 суткам ареста.
  9. Журналистка газеты «Просто газета» Татьяна Хлестунова была задержана 28 ноября во время субботней акции. Её отвезли в 3 отдел полиции, где составили на неё протокол по ст. 20.2 п. 6.1 якобы за участие в в одном из предыдущих митингов и отвезли в спецприемник до суда. Суд состоялся 30 ноября сразу на выходе из спецприемника было снова задержана и доставлена в то же отделение полиции. Там на нее завели дело по той же статье (участие в несанкционированных массовых мероприятиях) за 28 ноября, когда ее и задержали. Примечательно, что каждый раз при Татьяне была ясно видимая пресс-карта, она была в маске и не ходила по проезжей части. Кроме того, адвокат и свидетель защиты полностью разбили все аргументы обвинения и предоставили доказательства невиновности Хлестуновой (основываясь на Законе о СМИ). Однако суд приговорил Татьяну к 10 суткам ареста. Все это время Татьяна выдерживает голодовку в знак протеста против полицейского произвола и попыток давления на журналистов. Кроме того, 1 декабря в Хабаровске сотрудники ФСБ задержали мужа журналистки, гражданина Египта, у которого есть вид на жительство в России. По информации адвоката ОВД-Инфо, сотрудники ФСБ допросили мужа Хлестуновой о том, чем занимается его супруга. Они расспрашивали о том, что он делает в России, говорили, что лишат его вида на жительство, если они будут заниматься «противоправной деятельностью».
  10. Журналистка портала RusNews Александра Рунова была задержана на акции протеста 30 сентября, на нее заведено дело по ст. 20.2 п. 6, суд состоялся 1 октября и приговорил к штрафу в 10 000 рублей. Второй раз была задержана также во время акции на площади 3 декабря, доставлена в 4 отделение полиции. Там на нее составили два протокола: по ст. 19.3 за 28 ноября и по ст. 20.2 п. 6 за 24 ноября. 4 декабря Рунову оштрафовали на 15 тысяч рублей.

18 ноября на платформе Совета Европы было создано ещё одно оповещение первого уровня по поводу задержаний и арестов журналистов Хегатурова, Курдюмова и Соломахина.

Число этих случаев и их сходство свидетельствует о том, что борьба не только с хабаровскими протестами, но и с любой информации о них проходит в соответствии с неким планом. Об этом в частности свидетельствует весьма правдоподобный документ от 14.10.2020, копия которого была опубликована телеграмм-каналом «Дерзкий Хабаровск». В нем сообщается, что при правительстве Хабаровского края создана «рабочая группа по соблюдению общественного порядка» для «усиления взаимодействия» по борьбе с протестами.

В этом документе, который подписали прокурор Хабаровского края Н.Я. Рябов, начальник регионального УФСБ А.А. Сержёнников, начальник региональной службы судебных приставов А.А. Касьяненко, начальник МВД по краю Д.А. Ильичев и руководитель регионального СК Е.Г. Долгалев, с использованием бюрократических эвфемизмов фактически предлагается:

  1. Внести ужесточения в КоАП РФ за «размещение в сети Интернет призывов к участию в несогласованных с уполномоченными органами публичных мероприятиях»;
  2. Активизировать работу по «информационному противостоянию» их участникам;
  3. Проводить «мониторинг публикаций»;
  4. Вести особый контроль за взиманием ранее наложенных штрафов;
  5. Нарушать права на защиту персональных данных;
  6. Расширять практику возбуждения уголовных дел по так называемой «дадинской» статье 212.1 УК.

Именно последний пункт объясняет то, почему хабаровским журналистам с завидным постоянством выносят повторяющиеся однотипные приговоры об административных правонарушениях.

Кроме этого, местные журналисты и блогеры сообщают, что за ними систематически ведется открытое наружное наблюдение. Причем происходит это не только на территории Хабаровского края. Так, по свидетельству журналиста RusNews Сергея Плотникова, за ним во время его поездки по европейской части России постоянно следовали двое знакомых ему сотрудников хабаровского «центра по противодействию экстремизму», а потом в Москве к ним присоединились местные сотрудники этого ведомства.

Ни в одном из описанных случаев следствие не предъявило реальных доказательств участия журналистов в митинге — видеозаписей, на которых они, например, выкрикивают лозунги или несут какие-то агитационные материалы. По сути все решения суда основаны на умозаключениях сотрудников полиции, которые изобилуют субъективными суждениями типа «находился среди участников митинга», «был рядом с митингующими» и так далее.

В своей работе полицейские систематически дезинформировали общественность: говорили, к примеру, что везут задержанных в один участок, а на самом деле направлялись в другой, в другом конце города. Вероятно, они хотели на какое-то время изолировать задержанных от помощи адвокатов, лишить их психологической и материальной поддержки. Как правило в момент задержания полицейские не разъясняют человеку его права, не позволяют вызвать адвоката, а в некоторых случаях не дают оказать медицинскую помощь, как было с Андреем Соломахиным. Судебные заседания зачастую длятся по восемь и более часов, при этом подсудимых даже не кормят. В ходе судебных заседаний защита и обвинение находятся в неравных условиях. Практически все значимые ходатайства защиты, как правило, отклоняются судом.