Новости

Сначала права, цветы потом

Фото: шествие в Амстердаме 8 марта 1982 года

Суть праздника 8 марта в том, что это не день цветов, это день прав, Международный день борьбы за права женщин. В начале 20-го века, когда его начали отмечать, женщины требовали предоставить им избирательные права и во много добились своего. С другой стороны, проблемы равной оплаты труда и сексуализированного насилия до сих пор крайне актуальны.

Согласно данным ООН и Международной организации труда (МОТ), глобальный гендерный разрыв в оплате труда оценивается на уровне 23%. То есть женщины зарабатывают в среднем лишь 77% от того, что зарабатывают мужчины. Этот разрыв постепенно сокращается, но при нынешних темпах для достижения равной оплаты труда во всем мире потребуется еще 60 лет.

Журналистика не исключение. В медиасферу приходит все больше женщин, но разрыв в зарплатах не исчезает. Этот разрыв не связан с более низкой квалификацией женщин, просто доступ к высокооплачиваемым позициям для них ограничен. Лишь немногие СМИ обеспечивают полную прозрачность в оплате труда и премирования. Еще меньше примеров редакций, где есть коллективный договор, в котором четко оговорены сокращение неравенства в оплате труда и сбалансированное совмещении труда и семейных обязанностей.

Международная федерация журналистов запустила кампанию #PayMeEqual и приводит примеры удачного решения этой проблемы.

Ещё одна проблема — сексизм и сексуализированное насилие. «Репортёры без границ» (RSF) приурочили к 8 марта выход своего доклада «Журналистика перед лицом сексизма», который основан на опросе, проведенном в 112 странах. Он раскрывает масштабы рисков гендерного и сексуального насилия, с которыми сталкиваются журналистки: не только в соцсетях или во время съемок, но даже в стенах собственных редакций — там, где они, казалось бы, должны чувствовать себя в безопасности.

Согласно этому исследованию, целых 73% журналисток заявили, что в разное время получали в интернете угрозы и сексуально-окрашенные сообщения. 58% респонденток указали, что «насилие на гендерной почве» против них в той или иной форме было совершено на рабочем месте. Такие шокирующие цифры авторы доклада связывают со сравнительно недавним осознанием масштаба проблемы. Этому способствовало распространение движение #MeToo и то, что часто именно журналистки первыми осмеливаются сообщать о случаях сексуального насилия или домогательства.

Организация приводит пример Софи Линде, ведущей рейтингового шоу на датском общественном телевидении, которая заявила, что подверглась домогательствам со стороны одного из руководителей телеканала. В Дании, которую многие считают одним из образцов гендерного равенства, это стало настоящим шоком для всей страны.  Но куда хуже дела обстоят в других странах.

В Саудовской Аравии журналистка Нуф Абдулазиз Аль-Джерави, которая боролась против доминирования мужчин, попала в тюрьму. В Бразилии журналистка Патрисия Кампос Мелла подверглась отвратительной кампании киберхарассмента со стороны — ни много, ни мало — президента страны Жаира Больсонаро и его сыновей.

Сексизм и сексуализированное насилие приводит к тому, что 43% журналисток временно или даже навсегда закрывают свои аккаунты в социальных сетях, 48% прибегают к самоцензуре, 21% меняют специальность, а еще 21% даже увольняются.